Причины задержки речевого развития
Как можно чаще называйте окружающие предметы, включайте каждый день несколько новых слов в лексикон. Давайте ребенку задания и простые команды, используя короткие предложения. (Принеси мяч. Покачай куклу). И главное правило – как можно чаще разговаривайте с ребенком! Ведь любовь родителей, забота и внимание помогут преодолеть любые трудности!
Этапы развития родной речи можно обозначить следующим образом:
3-4 месяца — гуление и гуканье
5-6 месяцев — лепет
1 год — первые слова
1,5-2 года — простые фразы из двух слов
2-3 года — первые предложения, состоящие из 2-3 слов
3-4 года — пересказ коротких историй
Однако стоит учесть, что развитие речи – процесс индивидуальный.
Причины задержки речевого развития можно разделить на несколько групп:
психологические, наследственные и физиологические.
К физиологическим причинам относится повреждение нервной системы,
вызванное следующими причинами:
травма во время беременности
асфиксия (отсутствие дыхания при наличии сердцебиения при
рождении)
родовая травма малыша
хирургические операции в раннем возрасте
проблемы со слухом
умственная отсталость
черепно-мозговая травма
затянувшаяся желтуха (высокий уровень билирубина негативно влияет
на мозг, слух, зрение, нервную систему)
переливание крови
инфекции мамы во время беременности или инфекции ребенка в
раннем возрасте
Наследственные причины:
у кого-то из родственников были проблемы с речью или же
психические заболевания
Психологические причины:
отсутствие потребности в речи (родители и так хорошо понимают)
гиперопека (родители слишком «сюсюкаются» с малышом)
гипоопека (родителей не заботит развитие ребёнка, с малышом
разговаривают очень редко)
стресс (испуг, отъезд родителей на длительное время, развод
родителей)
Родителям, чьи детишки отстают в речевом развитии можно посоветовать
читать больше книжек с ребенком, рассказывать стихи и петь песни показывать картинки и произносить названия предметов, изображенных на
них. Обязательно смотрите на ребенка, когда разговариваете с ним.
Озвучивайте все действия ребенка, используя простые слова и предложения
(Костя одевается и идет с мамой гулять).
Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, где
используются эти звуки, например:
Скачет лягушонок: КВА, КВА, КВА!
Плавает утёнок: КРЯ, КРЯ, КРЯ!
Прыгает козлёнок: МЕ, МЕ, МЕ!
А за ним ягнёнок: БЕ, БЕ, БЕ!
Задержка речевого развития (ЗРР) — это не способность ребенка к формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития.
При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.
При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте. Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.
1. В три месяца ребенок не агукает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;
2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;
3. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);
4. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет
5. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речевая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»
6. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов
7. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;
8. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.
Задержка речевого развития у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как: «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями. Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь. Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием.
Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребёнка. Здесь перед вами открывается замечательная возможность проявить свою творческую фантазию. Попросите ребёнка дать вам одну прищепку, две, три... Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества.
В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше на», «меньше на».
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.
Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Игра «Найди по цвету»
Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Игра «Правильно назови листья»
Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Назови ласково»
Взрослый произносит часть фразы, а ребёнок ее заканчивает, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек … (красненький)
Яблоко сладкое, а яблочко …
Чашка синяя, а чашечка …
Солнце тёплое, а солнышко …
Игра «Что из чего сделано?»
Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Стакан из стекла — стеклянный,
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная и т.д.
Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?». Такие напутствия вряд ли воодушевят детей.
Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.
Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».
Для достижения цели могут быть применены сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа». Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.
Родителям необходимо научиться "правильно", с особой осторожностью, указывать на ошибки детей. Вот несколько вариантов:
-Надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова.
-Можно "удивиться" куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать "потерянный" звук и произнести слово еще раз.
-Порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец, т.е. малыш неправильно произнес слово-взрослый, тут же утрированно чётко повторяет это слово.
-Хорошо определить в доме "место правильной речи", где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.
Первостепенным требованием к первоклассникам, является сформированность речи. Поэтому работать нужно уже сейчас, невзирая на то, что всегда находится "1000 неотложных дел". Контролируйте речь своего ребёнка, помогайте ему развивать привычку пользоваться своей новой "красивой" и правильной речью.
Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное - в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией. Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета, тут, же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке. Это вполне понятно и объяснимо - тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. К тому же необходимо постоянно следить за своей речью, а это уже процесс самоконтроля, который у ребёнка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Именно поэтому при автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они, общаясь со своим ребенком "один-на-один", имеют возможность постоянно контролировать его речь.
Что нам нравится зимой?
Зима, зимняя природа предоставляет богатые возможности для развития у детей наблюдательности, любознательности.
Обратите внимание детей на снегопад, это удивительное явление природы.
Понаблюдайте с ребенком, быстро или медленно летят снежинки, как они кружатся. Занесите банку со снегом домой и предложите понаблюдать, что с ним происходит. Предложите подумать, почему снег тает.
Понаблюдайте за красотой заснеженного леса. Сколько красочных эпитетов, образных выражений можно подобрать для характеристики зимнего леса!
Какие зимние забавы у детворы! Понаблюдайте за зимними играми других детей, пусть ребёнок расскажет Вам о своих любимых играх. Предоставьте возможность по желанию ребёнка охватить зимние забавы максимально, лучше, если совместно.
Обратите внимание детей на птиц. Объясните, что птицам зимой очень трудно найти корм. Сделайте кормушку и подкармливайте их вместе с детьми.
Не оставляйте без внимания ни одного
зимнего явления природы!